Мультимедийная обучающая система для НЛМК «Агрегат печь-ковш»
В марте текущего года началась разработка мультимедийной обучающей системы (МОС) "Агрегат печь-ковш" для одного из крупнейших экспортеров металлургической продукции в России — Новолипецкого металлургического комбината (ОАО «НЛМК»).
Сегодня ОАО «НЛМК» является мощным современным предприятием, ориентированным на выпуск листовой металлопродукции широкого сортамента, высокоразвитым производством, объединившим в единое целое новейшие металлургические агрегаты, управляющие системы и людей — свой самый главный стратегический ресурс. Руководство ОАО «НЛМК» уделяет огромнейшее внимание подготовке высококвалифицированного персонала. Обучение или повышение квалификации проходит каждый третий работник предприятия, поэтому ОАО «НЛМК» с полным правом можно назвать обучающейся компанией. Создание образовательной системы профессиональной подготовки кадров на комбинате началось еще при создании завода. В 1931 году прямо на строительной площадке был образован учебный комбинат, где малограмотных крестьян обучали строительным и металлургическим профессиям. И уже к 1943 году (пуск завода) было подготовлено 460 мастеров, техников и рабочих — металлургов. 1522 человека было обучено в кружках техникума и на различных курсах. Решения многих проблем обучения было возложено на входившие в состав учебного комбината школу ФЗО, стахановские курсы, курсы техминимума. С годами менялись формы и методы обучения, профессиональной подготовки кадров металлургов. Из года в год увеличивалось число тех, кто садился за парты. На сегодняшний день обучение специалистов проводится на современной научно-материальной базе ОАО «НЛМК» — в Центре корпоративного обучения, в учебном цехе и в структурных подразделениях комбината, в научно-технической библиотеке и музее ОАО «НЛМК». Общий аудиторный фонд составляет около 60 учебных кабинетов и специализированных классов на 1000 посадочных мест. На занятиях применяются курсовая или индивидуальная формы обучения, традиционные и инновационные педагогические технологии. Назначение руководителей любого уровня производится после их обучения и обязательного прохождения стажировки. Можно выделить следующие направления профессионального обучения: • обучение рабочих в рамках программы адаптации и первоначальной профессиональной подготовки; • обучение рабочих на вторые (смежные) профессии; • повышение квалификации работников комбината по всем направлениям профессиональной деятельности; • обучение кадрового резерва; • обучение внештатных преподавателей и инструкторов производственного обучения; • обучение наставников. Обучение ведут штатные и внештатные преподаватели, а также мастера и инструкторы производственного обучения из числа высококвалифицированных специалистов комбината, сторонних организаций и учебных заведений России. Одним из направлений в обеспечении качественного обучения специалистов является использование мультимедийных обучающих систем, которые обеспечивают качественную подготовку кадров по всем направлениям профессионального обучения. Системы позволяют самостоятельно или используя помощь педагогов: • изучить конструкцию узлов и агрегатов оборудования на основе трехмерных моделей; • изучить принципы работы реальной АСУ ТП и локальных пультов управления, научиться правильно управлять оборудованием; • научиться проводить технологический процесс в соответствии с заданными параметрами, а также получать качественную продукцию; • изучить действия по устранению различных аварийных ситуаций, а также довести их до автоматизма; • изучить теоретические аспекты деятельности (нормативы, требования, технологические и должностные указания и т.д.).
В статье были использованы материалы, предоставленные специалистами ОАО «НЛМК», а также информация с официального сайта.